МАДОУ "Детский сад" №2 "Аленький цветочек", г.Корсаков,Сахалинская область
Детские манипуляцииДетские манипуляции представляют собой психологические воздействия на родителей, взрослых с целью получения внимания и достижения удовлетворения возникающих желаний в обход и против их сознательного контроля. Вовремя предотвращенное формирование манипуляций способствует развитию самостоятельности и дисциплинированности ребенка, его эмоционально-волевой сферы. К уязвимостям взрослых по отношению к детским манипуляциям относят: • страх перед отрицательными эмоциями ребенка, • чересчур сильные переживания за здоровье ребенка, • отсутствие умения сказать «нет», • не уверенность в своих силах справиться с манипулятивным поведением, • экстернальный локус контроля (все, что со мной происходит, это результат стечения обстоятельств) • опора на внешнюю оценку (что подумают другие люди) К способам детского манипулятивного управления: • отрицательное подкрепление (избавление от неприятной ситуации, • эмоциональный шантаж, • навязывание чувства вины, • нарочитый плач, • принятие несчастного вида. Среди частых форм детской манипуляции встречаются: • истерики и капризы; • слабость и мнимую болезнь; • прием «если … - то…»; • ложь, • вымышленные рассказы и доносы; • лесть; • использование внутрисемейных противоречий. Подкрепление детских манипуляций происходит, когда демонстративные истерики остаются безнаказанными, а капризы и требования выполняются взрослыми. Главной ошибкой взрослых является проявление чрезмерной мягкости, попустительство. Когда «взрослые готовы идти на любые уступки и материальные траты, выполнить любые требования», то они показывают, «что с интересами других можно не считаться». Манипуляции теряют свою безобидность, когда «воспитатели и родители поддаются на детские уловки и сами становятся марионетками». Очень точно об этом говорит К. И. Чуковский: как бы ни были забавны эти слезы, сколько бы улыбок ни вызывали они у взрослых, поощрять их, конечно, нельзя. Важным становится умение распознать признаки детских манипуляций на раннем этапе развития личности, и формировать навыки дисциплины, а затем и самодисциплины ребенка. Только в этом случае ребенок в старшем возрасте сможет почувствовать себя активным участником общественной жизни. Способы профилактики и регулирования манипулятивного поведения • Сохранять эмоциональную стабильность. • Оценить ситуацию (определить, насколько важно выполнить просьбу, желание ребенка, если это неважно – настаивать на своем) • Занимать уверенную позицию и аргументировать ответ. • в некоторых ситуациях необходимо обсуждение ситуации с ребенком (предложить вместе решить данный вопрос, попробовать решить проблему путем переговоров). • Если взрослый в ответ на хитрость сообщит ребенку, что он понял смысл его действий, то ребенку остается или открыто договариваться или открыто принуждать взрослых. В этом случае можно найти компромисс: «давай с тобой вместе соберем игрушки, а в следующий раз ты это делаешь сам, ты уже взрослый». Предложить свою помощь, но не делать все за ребенка. • Пресекать манипулятивное поведение, настаивать на недопустимости такого поведения. Стоять на своем, справедливо объяснить ребенку, что так вести себя нельзя. Объяснить, как делать нельзя, а как можно. Иногда нужно согласиться с ребенком, когда он прав. • Проводить беседы (объяснять, что такое хорошо, что такое плохо, приводить примеры хороших поступков) • Не манипулировать самим. 23 января 2018 в 07:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.