МАДОУ "Детский сад" №2 "Аленький цветочек", г.Корсаков,Сахалинская область

Детские манипуляции

Детские манипуляции представляют собой психологические воздействия на родителей, взрослых с целью получения внимания и достижения удовлетворения возникающих желаний в обход и против их сознательного контроля.

Вовремя предотвращенное формирование манипуляций способствует развитию самостоятельности и дисциплинированности ребенка, его эмоционально-волевой сферы.

К уязвимостям взрослых по отношению к детским манипуляциям относят:

• страх перед отрицательными эмоциями ребенка,

• чересчур сильные переживания за здоровье ребенка,

• отсутствие умения сказать «нет»,

• не уверенность в своих силах справиться с манипулятивным поведением,

• экстернальный локус контроля (все, что со мной происходит, это результат стечения обстоятельств)

• опора на внешнюю оценку (что подумают другие люди)

К способам детского манипулятивного управления:

• отрицательное подкрепление (избавление от неприятной ситуации,

• эмоциональный шантаж,

• навязывание чувства вины,

• нарочитый плач,

• принятие несчастного вида.

Среди частых форм детской манипуляции встречаются:

• истерики и капризы;

• слабость и мнимую болезнь;

• прием «если … - то…»;

• ложь,

• вымышленные рассказы и доносы;

• лесть;

• использование внутрисемейных противоречий.

Подкрепление детских манипуляций происходит, когда демонстративные истерики остаются безнаказанными, а капризы и требования выполняются взрослыми.

Главной ошибкой взрослых является проявление чрезмерной мягкости, попустительство. Когда «взрослые готовы идти на любые уступки и материальные траты, выполнить любые требования», то они показывают, «что с интересами других можно не считаться». Манипуляции теряют свою безобидность, когда «воспитатели и родители поддаются на детские уловки и сами становятся марионетками». Очень точно об этом говорит К. И. Чуковский: как бы ни были забавны эти слезы, сколько бы улыбок ни вызывали они у взрослых, поощрять их, конечно, нельзя.

Важным становится умение распознать признаки детских манипуляций на раннем этапе развития личности, и формировать навыки дисциплины, а затем и самодисциплины ребенка. Только в этом случае ребенок в старшем возрасте сможет почувствовать себя активным участником общественной жизни.

Способы профилактики и регулирования манипулятивного поведения

• Сохранять эмоциональную стабильность.

• Оценить ситуацию (определить, насколько важно выполнить просьбу, желание ребенка, если это неважно – настаивать на своем)

• Занимать уверенную позицию и аргументировать ответ.

• в некоторых ситуациях необходимо обсуждение ситуации с ребенком (предложить вместе решить данный вопрос, попробовать решить проблему путем переговоров).

• Если взрослый в ответ на хитрость сообщит ребенку, что он понял смысл его действий, то ребенку остается или открыто договариваться или открыто принуждать взрослых. В этом случае можно найти компромисс: «давай с тобой вместе соберем игрушки, а в следующий раз ты это делаешь сам, ты уже взрослый». Предложить свою помощь, но не делать все за ребенка.

• Пресекать манипулятивное поведение, настаивать на недопустимости такого поведения. Стоять на своем, справедливо объяснить ребенку, что так вести себя нельзя. Объяснить, как делать нельзя, а как можно. Иногда нужно согласиться с ребенком, когда он прав.

• Проводить беседы (объяснять, что такое хорошо, что такое плохо, приводить примеры хороших поступков)

• Не манипулировать самим.

23 января 2018 в 07:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.